1. Автодорожный травматизм

ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дорожно-транспортный травматизм был и ос­тается серьезной эпидемиологической проблемой во всех странах. Согласно докладу ВОЗ о глобаль­ном бремени болезней, дорожно-транспортный травматизм является во всем мире второй по зна­чимости причиной смерти среди людей в возрасте 5~29 лет и третьей — среди 30-44-летних. Именно поэтому Генеральная Ассамблея ООН приняла в 2005 г. резолюцию по повышению безопасности дорожного движения, направленную на снижение смертности и травматизма на дорогах.

В нашей стране дорожно-транспортный трав­матизм приобрел в настоящее время масштаб и характер национальной катастрофы. Анализ со­стояния и вопросы обеспечения безопасности до­рожного движения были в центре внимания на «Правительственном часе» Совета Федерации, проходившем в мае 2008 года. В докладе ми­нистра внутренних дел РФ Р. Нургалиева про­звучала тревога по поводу того, что без приня­тия неотложных мер по улучшению безопаснос­ти дорожного движения уровень дорожного трав­матизма в стране к 2020 г. может возрасти более чем на 60% .

Важным аспектом проблемы дорожно-транс­портного травматизма является недооценка его реальных масштабов, поскольку не все случаи по­лучения травм на дорогах регистрируются соответствующим образом. Это происходит по разным причинам: легкопострадавшие не обращаются за медицинской помощью; больницы не сообщают о пострадавших, которые закончили лечение и не нуждаются в дальнейшем медицинском наблюде­нии; не во всех случаях с летальным исходом во врачебных свидетельствах о смерти указывается на получение травмы в результате автодорожного происшествия.

Целью данной работы было определить, насколько полно официальная статистическая годовая отчетная форма № 57 «Сведения о трав­мах, отравлениях и некоторых других послед­ствиях воздействия внешних причин» способна отразить состояние дорожно-транспортного трав­матизма в стране.

Показатели дорожно-транспортного травматиз­ма за 2003-2007 гг., его структура по характеру повреждений были проанализированы в целом по стране и в разрезе субъектов Российской Феде­рации и сопоставлены с данными о смертности в результате дорожно-транспортных происшест­вий за те же годы.

За период с 2003 по 2007 г. число автодорожных травм в Российской Федерации уменьшилось только на 1,6% (2003 г. — 196 193 случаев; 2004 г. — 201 260; 2005 г. — 181 003; 2006 г. — 180 502; 2007 г. — 192 973). Уровень автодорожного травматизма (число травм на 100 000 населения) среди всего на­селения снизился лишь на 8%, при этом его дина­мика в рассматриваемый период носила волнооб­разный характер: 2003 г. — 136,8; 2004 г. — 141,0; 2005 г. — 127,5; 2006 г. — 126,7; 2007 г. — 135,7. Такая же динамика прослеживается как среди взрослого, так и среди детского населения (рис. 1).

При анализе автодорожного травматизма по федеральным округам в трех округах отмечен его рост: в Уральском (+29,8%), Центральном (+12,3%) и Северо-Западном (+9,8%). В остальных феде­ральных округах зарегистрировано снижение уровня автодорожного травматизма: в Сибирском округе — на 17,4%, Дальневосточном — на 16,6%, Южном — на 12,8%, Приволжском — на 7,3%.

Как и другие виды травматизма, автодорож­ный травматизм характеризуется тендерными раз­личиями. В 2003 г. уровень травматизма у мужчин был выше, чем у женщин, в 2 раза, в 2004—2005 гг. —   в 1,9 раза, в 2006-2007 гг. — в 1,8 раза (рис. 2).

Среди взрослого населения страны уровень ав­тодорожного травматизма за 5 лет (2003-2007 гг.) снизился всего на 5%. Его динамика повторяла вол­нообразную кривую, характерную для всего насе­ления страны. В 2003 г. этот показатель составил 149,9, в 2004 г. — 153,3, в 2005 г. — 136,8, в 2006 г. —     136,0, в 2007 г.— 145,3.