3. Автодорожный травматизм

Самый низкий уровень автодорожного травма­тизма зарегистрирован в Приволжском федераль­ном округе (115,5 на 100 000 населения). Вместе с тем показатели травматизма в Пермском крае (224,3) и Пензенской области (213,5) были в 1,7-1,6 раза выше, чем в среднем по стране, и в 1,9—1,8 раза выше, чем в целом по округу. Наименьшие показатели отмечены в Республике Мордовия (61,8), Саратовской (64,7) и Нижегородской (71,7) областях и в Республике Татарстан (74,6).

У взрослых (18 лет и старше) в целом по стране в 2007 г. зарегистрировано 167 354 автодорожных травм, или 145,3 на 100 000 населения соответству­ющего возраста. В Уральском, Северо-Западном, Дальневосточном и Сибирском федеральных ок­ругах уровень автодорожного травматизма был выше среднероссийского на 44,2, 9,2, 7,7 и 1,3% со­ответственно, в Приволжском, Южном и Централь­ном федеральных округах — ниже среднероссий­ского на 14,9, 6,5 и 4,1%.

По характеру повреждений у пострадавших в возрасте 18 лет и старше на первом месте стояли поверхностные повреждения (33,0%), на втором месте — внутричерепные травмы (13,1%), на тре­тьем месте — открытые раны, травмы кровенос­ных сосудов (12,9%), четвертое место занимали переломы костей нижней конечности (10,0%), пятое — переломы костей верхней конечности (9,1%), шестое — вывихи, растяжения и перерастяжения капсульно-связочного аппарата суставов, травмы мышц и сухожилий (7,8%), седьмое место — пере­ломы позвоночника, костей туловища, других и неуточненных областей тела (6,0%). Сравнение структуры повреждений при разных видах трав­матизма еще раз подтверждает тот факт, что ав­тодорожный травматизм характеризуется более тяжелыми повреждениями. Так, частота черепно-мозговых повреждений при автотранспортных травмах в 3 раза выше, чем при других видах трав­матизма, в 2 раза чаще встречаются переломы по­звоночника и других областей тела, в 1,5 раза чаще переломы костей конечностей. Переломы различ­ной локализации при автодорожных травмах со­ставляют свыше 35%, тогда как при других видах травматизма — около 25%.

У детей в возрасте до 17 лет включительно в 2007 г. в целом по стране зарегистрировано 25 619 автодорожных травм, что составило 13,3% от об­щего числа автодорожных травм. Показатель на 100 000 детского населения равнялся 94,8.

Наиболее высоким уровень автодорожного трав­матизма у детей оказался в Северо-Западном фе­деральном округе (119,4), что в значительной мере было обусловлено высокими показателями в Нов­городской (143,1), Вологодской (119,2), Мурман­ской (114,3) и Архангельской (100,1) областях. В Уральском федеральном округе уровень детско­го автодорожного травматизма составил 115,0, при этом в Тюменской (150,9), Курганской (146,4) и Свердловской (136,9) областях он был в 1,2-1,3 раза выше, чем по округу в целом. В Центральном фе­деральном округе показатель автодорожного трав­матизма равнялся 105,2 на 100 000 детского насе­ления, но из 18 субъектов округа в 5 — Липецкой (151,8), Ивановской (159,9), Ярославской (159,7), Костромской (169,5) и Тверской (347,2) областях он был в 1,6—3,7 раза выше, чем в целом по округу.

В Сибирском, Дальневосточном, Южном и При­волжском федеральных округах уровень автодо­рожного детского травматизма был ниже средне­российского (88,3). В отдельных территориях Си­бирского округа этот показатель варьировал от 21,3 (Республика Алтай), 25,7 (Томская область), 35,5 (Новосибирская область) до 101,6 (Республика Ха­касия), 120,5 (Кемеровская область), 123,3 (Респуб­лика Тыва), 194,9 (Иркутская область). Различие между показателем Иркутской области и Респуб­лики Алтай были более чем 9-кратными.

В Дальневосточном федеральном округе уро­вень детского автодорожного травматизма состав­лял 86,1 с колебаниями по отдельным субъектам округа от 49,4 (Амурская область), 62,2 (Магадан­ская область) до 105,8 (Камчатский край), 107,5 (Приморский край), 123,3 (Сахалинская область). Самые низкие и самые высокие показатели разли­чались в 2,5 раза.

В Южном федеральном округе (84,6) наиболее благополучными по уровню детского автодорож­ного травматизма были республики Ингушетия (24,6), Калмыкия (34,3), Кабардино-Балкария (36,3). В то же время в 4 территориальных образованиях — республиках Адыгея и Чеченская, в Астрахан­ской области и Краснодарском крае уровень трав­матизма был в 1,5—2 раза выше среднего по окру­гу. Самые высокие и самые низкие показатели раз­личались более чем в 7 раз.

По характеру повреждений детский автодорож­ный травматизм отличался от травматизма у взрослых большим удельным весом внутриче­репных травм, составлявших 15,8%. В остальном существенных различий в характере повреждений не обнаружено.

На основании анализа автодорожного травма­тизма среди взрослых и детей в 2007 г. в разрезе субъектов страны мы выделили по десять субъек­тов с самыми высокими и самыми низкими пока­зателями.

Для взрослого населения территориями, в ко­торых показатель превышал среднероссийский в 1,7 — 2,4 раза, явились: Тюменская область (2,4 раза), Чеченская Республика и Магаданская область (2,3 раза), республики Тыва, Адыгея, Карачаево-Черкесская (2,2 раза), Республика Бурятия (1,9 раза), Владимирская область (1,8 раза), Пермский край, Еврейская автономная область (1,7 раза). Наименьшие показатели ав­тодорожного травматизма отмечены в Томской об­ласти (53,3), Чукотском автономном округе (55,7), Саратовской области (58,3), Республике Мордо­вия (58,3), Кировской (65,2), Нижегородской (73,3), Смоленской (73,7), Курской (74,6), Челябинской (74,9), Ростовской (77,0) области.