4. Автодорожный травматизм

Самыми неблагополучными по детскому авто­дорожному травматизму являются Тверская (347,2), Иркутская (194,9), Костромская (169,5), Ивановская (159,9) и Тюменская (150,9) области, республики Адыгея (176,1), Чеченская (170,8), Мордовия (161,4), а также Санкт-Петербург (175,8), Республика Мари-Эл (161,4). Самые низ­кие показатели детского травматизма отмечены в республиках Алтай (21,3), Татарстан (22,8), Ин­гушетия (24,6), Калмыкия (34,3), Кабардино-Бал­кария (36,3), Томской (25,7), Брянской (29,4), Ка­лужской (31,7), Новосибирской (35,5) и Челябин­ской (39,7) областях.

Таким образом, при сравнении разных терри­ториальных образований выявляются значитель­ные различия в уровне автодорожного травматиз­ма как среди взрослого, так и среди детского насе­ления, при этом самые низкие и самые высокие показатели могут различаться в 2 раза и более.

Мы сопоставили показатели автодорожного травматизма и смертности от дорожно-транспорт­ных несчастных случаев среди детского населения (0-17 лет включительно) за 2007 г. Показатель смертности в целом по стране составил 8,5 на 100 000 детского населения. Наибольшие показа­тели зарегистрированы в Ленинградской (14,2), Пензенской (11,0), Иркутской (10,9) областях и Краснодарском крае (10,6). Самыми низкими были показатели смертности в Мурманской области (1,3), республиках Ингушетия (1,2), Тыва (1,0), Север­ная Осетия—Алания (1,9).

Четкой корреляции между зарегистрированным уровнем автодорожного травматизма и смертнос­тью от него не установлено. В то же время были выявлены четыре варианта соотношений этих показателей в субъектах Российской Федерации: 1) низкий уровень автодорожного травматизма и низкий показатель смертности; 2) высокий уровень автодорожного травматизма и низкий показатель смертности; 3) высокий уровень автодорожного травматизма и высокий показатель смертности; 4) низкий уровень автодорожного травматизма и высокий показатель смертности (рис. 4).

Первый вариант говорит о низкой аварийности на дорогах на территории данного субъекта Российской Федерации. Второй вариант свидетель­ствует о хорошем учете всех пострадавших при автотранспортных происшествиях в амбулаторном звене, хорошей организации и высоком качестве оказания медицинской помощи детям. Третий ва­риант указывает на недостатки в оказании меди­цинской помощи пострадавшим. При четвертом варианте можно говорить о медицинских пробле­мах, связанных с оказанием врачебной помощи на амбулаторном этапе, и о проблемах в оказании медицинской помощи на догоспитальном и госпи­тальном этапах.

Таким образом, отчетная форма № 57 отража­ет основные тенденции динамики автодорожного травматизма, но не отражает его истинных мас­штабов. Четкой корреляции между уровнем трав­матизма и показателями смертности выявлено не было. Это можно объяснить тем, что автодорож­ный травматизм характеризуется особой тяжес­тью повреждений, высоким удельным весом мно­жественных и сочетанных травм. Многочисленными исследованиями установлено, что из общего числа умерших до 70% погибают в течение первых 36 ч с момента получения травмы. Непосредствен­ными причинами смерти являются травмы, несов­местимые с жизнью, кровоизлияния в мозг, острая кровопотеря, шок. В форме № 57 данные о пострадавших, погибших при автодорожных про­исшествиях, не отражаются. Вместе с тем низкие показатели смертности при высоких показателях травматизма свидетельствуют о хорошей органи­зации медицинской помощи, ее доступности, по­скольку в статистической форме регистрируются травмы по обращаемости пострадавших.

Эффективная борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями возможна толь­ко при комплексном подходе, включающем как повышение безопасности дорожного движения, так и улучшение качества оказываемой медицинской помощи начиная с места происшествия и кончая специализированными лечебными учреждениями. Особого внимания требует проблема дорожно-транспортного травматизма у детей.

Огромное значение в борьбе с травматизмом имеет максимально точный учет несчастных слу­чаев. Правильная организация учета и отчетности создает необходимые условия для анализа причин травматизма и разработки эффективных меро­приятий по его предупреждению. Достоверность учета транспортных травм и необходимый объем информации об их характере могут быть обеспе­чены тщательным соблюдением правил заполне­ния статистических документов. Для обеспечения полного учета травм статистические талоны на больных, выписываемых по выздоровлении, долж­ны заполняться врачами стационара.

Принимая во внимание характер автотранс­портных травм, необходимо в крупных городах с населением свыше 500 000 создавать на базе мно­гопрофильных больниц травматологические отде­ления множественной и сочетанной травмы. Опыт работы подобных отделений в Москве и Барнауле показывает, что летальность от тяжелых травм в таких отделениях достоверно ниже, чем в обыч­ных травматологических или хирургических от­делениях.

В сложившейся ситуации для снижения авто­дорожного травматизма и минимизации его неблагоприятных последствий (смертности и инвалид­ности) следует использовать все меры пассивной и активной профилактики. Необходимо проведение комплексного изучения частоты и причин дорож­но-транспортных происшествий, структуры транс­портных травм и смертности от них, состояния ме­дицинской помощи на догоспитальном и госпиталь­ном этапах на уровне субъектов Российской Феде­рации. Это позволит сформировать территориаль­ные целевые программы, направленные на повы­шение безопасности дорожного движения, совер­шенствование организации и улучшение

качества медицинской помощи пострадавшим в результате несчастных случаев на дорогах.