2. Эндопротезирование локтевого сустава

Набор инструментов. Для установки эндопро­теза ООО «Эндосервис» с учетом его особенностей разработаны специальные инструменты (применяемые наряду с общепринятыми хирургическими инструментами для эндопротезирования локтево­го сустава), в том числе направители для плечевой и локтевой частей протеза, рашпили для плечевой и локтевой кости, отвертка для фиксации стопора (рис. 8).

Направителъ для плечевой части эндопротеза предназначен для удерживания ее в правильном положении при имплантации и точного введения треугольных стабилизаторов в мыщелок плечевой кости. При внедрении плечевой части эндопротеза эти стабилизаторы должны находиться в одной плоскости с мыщелком плеча. Несовпадение плос­костей может привести к растрескиванию мыщел­ка. Кроме того, применение направителя предуп­реждает деформацию и нарушение гладкой поверх­ности плечевой части эндопротеза. Направитель состоит из корпуса с ручкой и двух выступов по концам. Один выступ — в виде округлой площад­ки под молоток, другой имеет форму квадрата. По размеру квадрат соответствует сквозному пазу в плечевой части эндопротеза.

При внедрении эндопротеза в плечевую кость с помощью этого инструмента довольно легко удает­ся совместить и привести в соответствие плоскости мыщелка плеча и треугольник стабилизаторов.

Направителъ для локтевой части предназна­чен для удержания ее в правильном положении при имплантации. При внедрении локтевой части ее блок должен находиться на одной линии с ве­нечным отростком локтевой кости. В случае не­совпадения линий может сформироваться непра­вильная ротационная установка предплечья. На­правитель состоит из корпуса с ручкой и двух выступов по концам. Один выступ округлый — под молоток, другой — в виде двух параллель­ных браншей. Между браншами имеется паз, со­ответствующий блоку локтевой части эндопроте­за. При выполнении операции с помощью этого инструмента удается совместить и удержать блок локтевой части эндопротеза и венечный отросток на одной линии.

Показания и противопоказания к эндопротезированию локтевого сустава

Эндопротезирование как относительно новый и довольно сложный метод лечения последствий повреждений и заболеваний локтевого сустава должно проводиться по строгим показаниям. Су­щественное значение имеют социально-бытовое положение больного, его психологический настрой на операцию и последующее восстановительное лечение. При разработке показаний к эндопроте­зированию необходимо учитывать два синдрома, сопровождающих тяжелую патологию локтевого сустава, — ограничение или отсутствие движений в нем и разболтанность (дефект) сустава. Эти синд­ромы являются важнейшими клиническими про­явлениями патологии локтевого сустава, характе­ризующими его функциональное состояние.

Показаниями к эндопротезированию являются:

1. Костный и фиброзный анкилозы, контракту­ры локтевого сустава с утратой суставных поверх­ностей вследствие закрытых и открытых перело­мов, ожога, специфических и неспецифических воспалительных заболеваний, тяжелой черепно-мозговой травмы, застарелого вывиха предплечья, осложненного параартикулярной оссификацией.

2.  Дефект локтевого сустава («болтающийся» сустав) после первичного травматического повреж­дения, резекции локтевого сустава по поводу вос­палительных или травматических изменений, ра­нее произведенной артропластики.

3. Оскольчатые переломы области локтевого сустава с разрушением суставной поверхности.

Противопоказаниями к эндопротезированию служат:

1.  Выраженные изменения со стороны сердеч­но-сосудистой, дыхательной и других систем, пре­пятствующие проведению полноценного обезболи­вания, лечебной гимнастики, физиотерапевтичес­кого лечения.

2.    Наличие очага инфекции в организме боль­ного. Следует согласиться с мнением В.Н. Гурьева (1975) о том, что после операции вокруг эндопро­теза остаются полости, наполняемые кровью. Сам эндопротез как инородное тело способен поддер­живать развившийся в них воспалительный про­цесс. Поэтому наличие очага инфекции является угрозой нагноения послеоперационной раны.

3.  Отсутствие функции мышц-сгибателей или разгибателей предплечья. Эндопротезы локтевого сустава представляют собой подвижную распорку между костями, образующими локтевой сустав. Для успешного функционирования протеза необ­ходимы сохраненные мышцы-сгибатели и разги­батели в области плеча. Утрата их (механическое, воспалительное разрушение, повреждение иннервирующих их нервных стволов) не позволяет вос­становить функцию локтевого сустава.

При последствиях остеоартрита локтевого сус­тава эндопротезирование мы проводим не ранее чем через год после купирования воспалительного процесса.