3. Эндостальная декортикация

Приведем несколько клинических наблюдений.

Больная Х.,64 лет, в октябре 2006 г. в результате дорожно-транспортного происшествия получила открытый перелом обеих костей правой голени. В лечебном учреж­дении по месту жительства после заживления раны произ­веден накостный остеосинтез большеберцовой кости. В отдаленном послеоперационном периоде произошло нагноение раны, по поводу чего там же выполнена некрэктомия с удалением пластины. Однако рана не зажила, раз­вился хронический остеомиелит с постепенно нарастаю­щей деструкцией кости (рис. 6, а).

В нашей клинике, учитывая наличие трофической раны, решено первым этапом произвести остеонекрэктомию с эндостальной декортикацией отломков и вре­менной фиксацией их импровизированным стержневым аппаратом (рис. 6, б) для технического упрощения не­свободной кожной пластики, планируемой вторым эта­пом. В конце операции костный дефект заполнен коллостом, пропитанным раствором антибиотика (в соответ­ствии с результатами определения чувствительности микрофлоры). В рану введено 30 мг сухого вещества кристаллического химотрипсина. В послеоперационном периоде костная рана постепенно покрылась грануляци­онной тканью, наблюдался интенсивный процесс эпителизации, развивавшийся с ее краев. В связи с этим на 14-е сутки после операции временная фиксация стерж­невым аппаратом заменена на окончательную фиксацию аппаратом Илизарова. От планировавшейся кожной плас­тики отказались (перед выпиской больной рана зажила полностью). Спустя 2 мес отмечены первые признаки за­мещения дефекта большеберцовой кости новообразующейся костной тканью (рис. 6, в). Сращение в аппарате Илизарова с восстановлением целости кости наступило к 6 мес (рис. 6, г). Результат лечения через 11 мес пред­ставлен на рис. 6, д.

Больной Б., 48 лет, в августе 2002 г. получил сочетанную травму с оскольчатым переломом проксималь­ной трети правой голени. Лечение осложнилось форми­рованием гипотрофического ложного сустава большебер­цовой кости, по поводу чего в лечебном учреждении по месту жительства была произведена костная аутоплас­тика с остеосинтезом пластиной. Сращения отломков не наступило, через 8 мес после операции произошел пе­релом металлоконструкции (рис. 7, а).

В нашей клинике 3.11.03 произведена операция по разработанному способу с мостовидной фиксацией боль­шеберцовой кости рессорной пластиной (рис. 7, б). Сра­щение отломков достигнуто через 4 мес (рис. 7, в). Окон­чательный результат лечения через 2 года после опера­ции представлен на рис. 7, г.

Больной Г.,31 года, 26.05.07 получил сочетанную травму (закрытая черепно-мозговая травма, фрагментарный перелом правого бедра). По месту жительства произведен остеосинтез бедренной кости пластиной. Через 6 мес на фоне формирующегося ложного сустава про­изошел перелом металлоконструкции. В том же лечеб­ном учреждении 31.10.07 выполнена повторная операцияя: костная пластика и реостеосинтез пластиной. Сращения отломков не наступило, вновь произошел перелом металлоконструкции (рис. 8, а).

В нашей клинике 13.02.08 произведена операция по разработанному способу с интрамедуллярной фиксацией отломков бедра (рис. 8, б). Через 4 мес рентгенологически констатировано сращение отломков (рис. 8, в). Рентгенологический и функциональный результат лече­ния через 6 мес представлен на рис. 8, г.

3. Эндостальная декортикация

Применение разработанного способа хирурги­ческого лечения, основанного на эндостальной де­кортикации костных отломков в сочетании с ком­бинированной интрамедуллярной пластикой кол-лагенсодержащим материалом и аутогенной костной стружкой из местных тканей, позволило до­биться сращения ложных суставов в 97,2% случа­ев (против 87,9% при выполнении пластики по тра­диционной методике с использованием свободного костного трансплантата), снизив при этом продол­жительность и травматичность вмешательства. Неудачные исходы лечения, имевшие место у 4 больных, были связаны с преждевременной нагруз­кой оперированной конечности и переломом ме­таллоконструкции. Эти пациенты были повторно оперированы по разработанному способу с поло­жительным результатом.

Выводы

1. Эндостальная декортикация отломков в соче­тании со стимуляцией остеогенеза современными коллагенсодержащими материалами позволяет су­щественно улучшить результаты лечения больных с тяжелыми посттравматическими нарушениями костной регенерации и достоверно сократить сроки восстановления целости поврежденной кости.

2. Разработанный способ хирургического вме­шательства является физиологически обоснован­ным: уменьшение объема склерозированных кост­ных масс при ложных суставах создает оптималь­ные условия для реваскуляризации отломков.

3. Применение для восстановления остеогенеза в области ложного сустава коллагенсодержащего материала коллоста в сочетании с костно-пластическим материалом из местных тканей, получае­мым в удобной форме (стружка) и в достаточном количестве при эндостальной декортикации отлом­ков, позволяет снизить продолжительность и трав­матичность хирургического вмешательства за счет исключения необходимости в аутотрансплантации костной ткани.